Старобешево
Посёлок городского типа | |||
Старобе́шево | |||
---|---|---|---|
укр. укр. Старобе́шеве | |||
| |||
47°45′ с. ш. 38°02′ в. д.HGЯOL | |||
Страна | Украина | ||
Статус | районный центр | ||
Область | Донецкая | ||
Район | Старобешевский район | ||
История и география | |||
Основан | 1779 | ||
Прежние названия | до 1896 — Бе́шев | ||
Высота центра | 135 м | ||
Часовой пояс | UTC+2, летом UTC+3 | ||
Население | |||
Население | ▼ 6205 (01.01.2015) [1] человек | ||
Национальности | украинцы, греки, русские | ||
Катойконим | старобешевцы | ||
Цифровые идентификаторы | |||
Телефонный код | +380 6253 | ||
Почтовый индекс | 87200-87205 | ||
Автомобильный код | AH, КН / 05 | ||
КОАТУУ | 1424555100 | ||
Аудио, фото и видео на Викискладе |
Старобе́шево (укр. Старобе́шеве, до 1896 — Бе́шево) — посёлок городского типа на юго-востоке Донецкой области Украины. Де факто — с 2014 года населённый пункт контролируется самопровозглашённой Донецкой Народной Республикой[2]. Административный центр Старобешевского района.
Содержание
1 География
1.1 Соседние населённые пункты по сторонам света
2 История
2.1 Основание села
2.1.1 Известные основатели села Беш-Эв
2.2 Указ Екатерины II
2.3 Цитаты из распоряжения № 1817 от 24 марта 1780 года
2.4 Описания переселения основателями села
2.5 XIX—XX вв.
3 Население
4 Инфраструктура села
5 Обычаи переселенцев
6 Язык
7 Ойконим и топоним
8 Экономика
8.1 Транспорт
9 Социальная сфера
10 Известные жители
11 Примечания
12 Ссылки
13 Литература
География |
Расположен по правой стороне реки под названием Кальмиус, пониже устья Береснеговатой, возле реки Камышеваха.
Соседние населённые пункты по сторонам света |
С: Вознесенка, Александровка, Новый Свет (все выше по течению Кальмиуса)
СЗ: Каменка
СВ: Светлое, Чумаки
З: —
В: Горбатенко, Осыково
ЮЗ: Зерновое, Кипучая Криница, Родниково
ЮВ: Береговое, Ребриково, Петровское, город Комсомольское (все ниже по течению Кальмиуса), Новокатериновка
Ю: Подгорное (ниже по течению Кальмиуса)
История |
Тюркский кочевой народ, предположительно сложившийся в VIII веке в степях Казахстана и южной Сибири (верхнее течение реки Иртыш) пришёл примерно в начале XI века из Заволжья на территорию современного Крыма. Потомками этого народа были основаны крымские села Бешэв (Бешав), Ени-Сала, Мангуш.
Список глав христианских семей в 1652 г. отражен в «Османских налоговых ведомостях» («Джизйе дефтера Лива-и Кефе», 1652 г.), которые представляют собой список некоторых христианских жителей Крыма, с которых взимался налог в ханскую казну.
Христианские жители в 1652 г. Селение Бешав (земля хана):
- Триандафил Тохте
- Тохте Димитри
- Йагмур Косте из Алушты
Основание села |
Село Бешево (крымско-тат. beş ev — «пять домов») было основано в 1779 — 1783 годах греческими переселенцами из одноимённого крымского села Бешев (позже — Бешуй, Бишуи, Бешав[3]), расположенного в кадилыке Муфтия арпалык (Фулльская епархия, юго-западная часть Крыма), то есть в Фулльской области Бахчисарайского каймаканства.
Протоиерей С.Серафимович[источник не указан 3219 дней]:
.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
Христиане, как народ трудолюбивый и промышленный, составляли важнейший источник доходов ханских, между тем как русское правительство старалось поставить Хана в необходимость пользоваться русским жалованием, и следовательно быть за это благодарным. На этом основании Румянцев и вздумал вывести христиан из Крыма. Он предложил князю Прозоровскому переговорить об этом с греческим митрополитом Игнатием, и митрополит, когда русское правительство согласилось на условия, им предложенные, начал проповедовать избавление от ига татар. Здесь была выгода для обеих сторон… |
Переселение было поручено произвести А. Суворову и, как все, что делал великий полководец, не считаясь с потерями, было осуществлено в кратчайшие сроки. Переселение началось в 1778 году. Всех греков из Крыма вышло не менее 20000. К сожалению, обстоятельства не совсем благоприятствовали эмиграции. Между переселяющимися открылись разные недуги, и сверх того появилась в то время в Новороссийской и Азовской губерниях повальная болезнь, от которой многие из переселенцев в дороге и умерли. вышло 686 человек, 120 семей, дошло — 498 человек.
Известные основатели села Беш-Эв |
- Паниот Фёдоров Узлу — 1776;
- Фёдор Тохтамышев сын (Поп) — 1737;
- Николай Асланов сын (Поп) — 1742;
- Теренти Константинов (Коваль) 1786;
- Апостол Анастасов сын — 1766.
Переселенцы с собой гнали скот — около 100.000 голов, то есть около 5 голов на человека. Цифра хоть и не малая, но не соответствовавшая их способностям: на новом месте, несмотря на все потери, уже через десять лет они имели в несколько раз больше. Причина — свобода.
Выходившие подвергались унизительному таможенному досмотру татар, что вызвало протесты и даже волнения.
После дачи немыслимой взятки в 5000 рублей из казенных средств таможенникам, переселенцы беспрепятственно продолжили свой путь на Перекоп, затем по так называемому Муравскому шляху, совпадающему частично с современной трассой Симферополь — Москва, далее через реки Молочную и Конку.
На место предполагаемого поселения прибыли в сентябре 1778 года, о чём А. В. Суворов радостно и лаконично доложил: «Выезд крымских христиан кончен!… Примерно вышло денег на выезд сей до 130000 рублей». Часть переселенцев начала обустраиваться, большая же часть ждала ответа на просьбу от 16 июля, ответ на которую не последовал. А. В. Суворов, уже сдавший дела, но продолжавший следить за переселением, обратился к Потёмкину Г. А. с просьбой ускорить ответ.
Указ Екатерины II |
Только 21 мая (3 июня н.с.) 1779 года последовал Указ, подписанный Екатериной II, названной Великой. Документ этот, написанный на греческом и русском языках, был известен переселенцам под наименованием «привелег» (искаженное — «привилегия»):
Вернолюбезному Нам Преосвещенному Игнатию Готфийскому и Кафийскому и всему обществу Крымских Христиан греческого закона всякого звания всем вообще и каждому особо, Наше Императорское милостивое слово. Благонамеренное всеобщее предприятие ваше да благословит десница Вышнего. Мы, рассмотрев посланное к Нам от вас из Бахчисарая от 16-го июля сего года (вернее — прошлого Ф. Х.) общее и на доброй воле основанное прошение о избавлении всех вас от угрожаемого ига и бедствия принятием в вечное подданство Всероссийской Империи, соизволяем не токмо принять всех вас под Всемилостивейший Наш покров, но и яко любезных чад, успокоив под оным, доставить жизнь толико благоденственную, сколь велико желание смертных и беспристанное Наше о том попечение простираться могут. Следуя ему и соизволяем пользоваться вам в Государстве Нашем не токмо всеми теми правами и преимуществами, каковыми все подданные Наши от Нас и предков Наших издревле наслаждаются, но сверх того указали Мы:
|
Указ Екатерины впоследствии был подтвержден императором Павлом I, а император Александр I подписал другой Указ по сути не отличающийся от Указа Екатерины c опущенными льготами, срок которых истёк. Оба Указа хранились в серебряном позолоченном ковчеге вначале в Мариупольском Греческом суде, а затем в городской управе.
Митрополит Игнатий этим не удовлетворился, вероятно из-за сурового по сравнению с крымским климатом, и потому дважды в течение лета 1779 года он ездил в Санкт — Петербург к своему давнему знакомому и покровителю Г. А. Потёмкину.
В результате была утверждена «Карта, представляющая часть Азовской губернии Мариупольского уезда, земли, которые определяются вышедшим из Крыма грекам». Посередине её надпись: «Быть по сему. Екатерина»; ниже: «Конфирмован 2 октября 1779г»; внизу подпись: «Князь Потёмкин».
На карте были отмечены границы выделяемых земель, не совпадающие с Указом от 21 мая 1779 г., но совпадающие с Кальмиусской планкой, указано место для города Мариуполь, но не указаны места расположения сёл. До революции 1917 г. карта хранилась в мариупольской управе.
Цитаты из распоряжения № 1817 от 24 марта 1780 года |
Юридически переселение окончилось распоряжением № 1817 от 24 марта 1780 года Азовской губернской канцелярии. Вот некоторые выдержки из него:
По указу Её Императорского Величества Азовская губернская канцелярия во исполнение полученного от Его Светлости Государева наместника князя Г. А. Потёмкина 29 сентября (1779г), под № 2829, об отводе вышедшим из Крыма в сию губернию грекам, для поселения их признанных ими и способных местах земли ордера, при коем и приложение к его светлости за подписанием его преосвященства греческого митрополита и депутатов свидетельство, о котором предписано рассмотрение препровождаемое при том в оригинале, поданное от его преосвященства Готфийского и Кафийского митрополита Игнатия, за подписанием его и депутатов отъехавших из Крыма греков обязательное свидетельство, что они для заведения города и поселения хлебопашцев признают земли и места достаточными и способными: от Азовского моря и устья реки Берды, где крепость Петровская (оставляя в той крепости, как на карте назначено, округу 12000 десятин), по левому её берегу до устья реки Каратыша, по левому берегу Каратыша до вершины, с оной прямо на вершину балки Коблой и по правому её берегу до устья впадающего в реку Мокрые Ялы, по правому берегу Мокрых Ялов до устья впадающего в Волчью, оттуда по берегу Волчьей до устья балки Осиковой, по левому берегу оной до вершины с той вершины прямо на вершину реки Береснеговатой, по её правому берегу до устья впадающего в реку Кальмиус, по правому берегу Кальмиуса до устья оной впадающего в Азовское море, отсюда по берегу Азовского моря до вышесказанной округи крепости Петровской, предлагает:
…Греческому митрополиту Игнатию сообщить, дабы все греки в Мариупольском уезде сего года хлебопашцы, апреля с первого, а купечество и мещане с пятого по десятое число на поселение вступили; к смотрителю же прапорщику Горленскому послать указ и велеть проживающих на назначенных для греков землях всякого звания жителей переселить на усть Солёную, в Павлоград…, а кто из переселяющихся… во всем возможном всякое вспоможение и облегчение, уверяя при том, что они на 6 лет от всяких по земству нарядов и платежа податей освобождены будут. |
Таким образом, смотрителем был прапорщик Горленский, а с 1780 года ещё определен «к призрению вышедших из Крыма разных наций христиан» премьер-майор князь Шахматов; с 1781 г. устройством на новом месте поселенцев занимался секунд-майор Михаил Сафков.
Кто были эти люди? Характеристика секунд-майора М.Сафкова, подписанную Азовским губернатором генерал-поручиком В.Чертковым (выписки): «С 1780 определён губернским земским комиссаром, сверх того в 1781 послан был в Мариупольский уезд для заселения выведенной из Крыма Греческой колонии… Через один год своего там пребывания обселил их как в г. Мариуполь так и в 21 слободе».
Описания переселения основателями села |
Вот как спустя почти 40 лет описывают в прошении министру внутренних дел Ланскому сами переселенцы свои скитания:
«Мы не в силах подробно описать всего того, что происходило при переселении нашем, и как действовали болезни, происходившие от перемены климата, воды, от тесноты квартир и большею частью от неимения их… нелицемерно скажем и по самой истине, что целые семейства пострадали жизнью, а многие лишились и половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей, словом сказать из 9 тыс. душ мужского пола выходцев не осталось и третьей части, и в 15 лет едва могло набраться с новорожденными… до семи тысяч душ».
XIX—XX вв. |
В 1896 году переименовано в Старобешево.
Накануне Первой мировой войны Старобешево насчитывало 685 дворов, в котором проживало 4,3 тыс. человек и считалось крупным селом.
В 1889 году в селе населением 3,8 тыс. человек находился один врачебный участок где работали врач, шесть фельдшеров и акушерка, которые обслуживали ещё 24 села. В 1912 году в Старобешево построили больницу на семь коек.
В апреле 1918 года Старобешево захватили австро-германские интервенты после их изгнания в декабре того же года — деникинская армия вошла в Старобешево, установив свои порядки хозяйствовала до 3 января 1920 года. После изгнания деникинцев и восстановления советской власти в селе создан волиспролком, избран сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Принудительно создаются товарищества по совместной обработке земли в которые вошли 13 хозяйств.
В ноябре 1924 года село Старобешево стало центром Стыльского района, который 6 августа 1925 года был переименован в Бешевский (Старо-Бешевский). В 1924—1925 учебном году в двух школах обучалось 320 учеников, а в следующем году уже 477. В 1927 году в центре села был заложен парк на площади 3,5 десятин. В 1930 году основана Старобешевская машинотракторная станция (МТС), которая через 2 года уже имела 50 тракторов и обслуживала 17 колхозов. В этом же году создана первая в стране женская тракторная бригада, её возглавила Паша Ангелина.
241 житель Старобешево в результате «Греческой Операции» 1937—1938 гг. расстреляны по приговору № 42 НКВД от 05.02.1938.[4]
В августе-сентябре 1943 здесь шли тяжелые бои по освобождению от гитлеровских войск (номер приказа о награждении воинов, участвовавших в освобождении местности, — 028/н от 28 сентября 1943 года).
Население |
Количество на начало года.
Год | Количество жителей[5] |
---|---|
1780 | 200 |
1859 | 2211 |
1885 | 2690 |
1897[6] | 3887 |
1900 | 4200 |
1908 | 4320 |
1915 | 5000 |
1933[7] | 3036 |
1939[8] | 4444 |
1959[9] | 5762 |
1970[10] | 6906 |
1975[11] | 7300 |
1979[12] | 7986 |
1987 | 7500 |
1989[13] | 7649 |
1992 | 8000 |
1998 | 7500 |
2002[14] | 7184 |
2003 | 7063 |
2004 | 6978 |
2005 | 6859 |
2006 | 6765 |
2007 | 6640 |
2008 | 6531 |
2009 | 6513 |
2010 | 6471 |
2011 | 6424 |
2012 | 6342 |
2013 | 6317 |
2014 | 6293 |
2015 | 6205 |
Инфраструктура села |
В 1780 году в селе была построена каменная церковь вместо крохотной церквушки из лозы и хвороста. Развивалась добыча камня.
Впрочем, как и в прежние, крымские времена, большое значение имело и земледелие. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, лен, коноплю. Но по сравнению с животноводством земледелие опять играло второстепенную роль. Хлеб убирали серпами — в этом плане со времен средневекового Крыма не произошло никаких изменений. Затем снопы свозили на ток для молотьбы. Эту операцию производили специальным каменным катком (по сей день такие катки в изобилии разбросаны по улицам).
В Бешеве особенно хорошо было налажено производство катков. Бешевцы обеспечивали и себя, и продавали катки на ярмарках жителям других сел.
Из каменоломен камень вывозили на подводах (максах). Кроме заборов, из камня иногда возводили дома, амбары, сараи для скота.
В самом селе проводилось две ежегодные ярмарки.
В Бешеве безземельных хозяйств насчитывалось 17, а 64 имели лишь по 1-3 десятины земли. Архиепископ Гавриил писал по этому поводу: «К хлебопашеству и хлебоводству греки не весьма прилежны. Оттого значительные пространства полей и лугов их остаются праздными. Какое различие между хозяйством греков и хозяйством живущих подле них немецких колонистов, к которым и перешла уже часть их земель!» Огородничеством греки занимались лишь для себя, выращивая для семьи самые необходимые овощи. Довольно долго не занимались греки и ремеслами.
Особенный свадебный обычай в селе Старобешево заключался в том, что на второй день свадьбы кума делит между всеми родственниками «бахчу» или «бохчу» — курятину и сладкое печенье. Обычай сохранился по сей день.
Обычаи переселенцев |
Напев почти забытых греческих народных песен печален как тоска по безвозвратно ушедшему. В то же время плясовая музыка зажигательная и весёлая. Наиболее известная из сохранившихся плясовых мелодий быстрая хайтарма (къайтарма) имеет неоспоримые следы музыкальной культуры тюркоязычных народов.
В конце XIX века село зачастую называлось: село Бешевка Екатеринославской губернии, Мариупольского уезда. В тот период в селе проживало 4200 человек, имелась церковь, 2 ярмарки, до 10 торгово-промышленных заведений.
В 1866 году на греков поселенцев была распространена единая система гражданского устройства и управления. В числе 11 греческих волостей создана и Бешевская — которая впоследствии в 1874 году вошла в Мариупольский уезд.
Крестьянам Бешева предоставили на выкуп (на протяжении 20 лет) находившуюся в их пользовании землю. На 1656 душ мужского пола пришлось до 17 десятин. Однако равенства среди жителей не было. С развитием капиталистических отношений, уже 20 лет спустя рабочий скот и сельхоз инвентарь в основном принадлежали богатым крестьянам. Особенно бедствовали пришлые крестьяне батрачившие у местных богачей. С 1896 года после выделения села Новобешево, населенный пункт стал называться село Старобешево.
Земля обрабатывалась примитивным способом, собирали очень скудные урожаи. Как правило у бедняков не хватало хлеба до нового урожая, его занимали у кулаков, возвращая полторы-две мерки за одну. К кулакам вынуждены были наниматься и многие разорившиеся местные бедняки и обедневшие безземельные крестьяне из Харьковской. Черниговской, Полтавской и Тамбовской губерний. Средний заработок батрака составлял 60 коп. в день.
Язык |
Язык преимущественно — русский.
Характерен среди пожилого населения старобешевский говор кыпчако-куманского языка (Урумский язык, урум тыль, центральный крымско-татарский, приазовский урумский кипчакско-половецкий говор с незначительным количеством огузских элементов, половецкая группа языков западнотюркской надгруппы).
Куманский (coman, татарча, къыпчакъ) — язык этнического конгломерата племен, известных под общим именем кыпчаков-куманов-половцев-татар великой Кыпчакской степи, простиравшейся в XI—XIV веках от Алтая до Дуная и именовавшейся Дешт-и-Кыпчак, а также Болгарии, Венгрии, Румынии и Мамлюкского Египта.
Греки сначала говорили на центральном диалекте крымско-татарского, но впоследствии испытали влияние турецкого языка, которое выразилось в членении урумского языка-субдиалекта на четыре группы подговоров, которые развиваются центробежно и различаются степенью близости к кыпчакской и огузской группам.
В говоре Старобешева рефлексивный наблюдаем лишь в песенном фольклоре — как индивидуальную черту языка исполнителей, предрасположенных поддерживать традицию искусственного высокого стиля (йельди вместо т’ельди «он пришел», йуль вместо гуль «роза»). Корреляция аффиксов исходного падежа и деепричастия отсутствует.
Звуки к", г" в корневой части перешли в т", д", тогда как в анлауте соответствующих аффиксов они, наоборот, депалатализовались: мемлет"еткэ, кислегэ, т"итмегэ, ичкэллер, т"ельгэллер. Вместе с тем в песенном языке отдельных исполнителей стилистическое преимущество временами отдается искусственным образованиям из и в начале слова: Азавдан йелир бир ат 'от Азова конь бежит', Йол йанына бостан сачтым ок йљзель 'Возле дороги я посадил баштан' (разговорные формы — т"елир < келир, ох гљзель).
Субстратные румейский говор крымского села Бешуй, а значит, и урумский говор Старобешева, в понтийском диалекте стоит отдельно и тяготеет к материковым диалектам новогреческого языка, для которых глубокая палатализация к", г" не является характерным явлением, а сам говор Бешуя-Старобешева может быть выделен в отдельную группу — как к/г-говор.
В говоре Старобешева первоначальные палатальные аффиксы -Ге, -ке сохраняются, но часто произносятся более широко и твердо — как -гэ, -кэ.
Местный падеж употребляется нерегулярно. Пример использования языка приведен по ссылке.
Ойконим и топоним |
До 1896 г. село чаще всего именовалось Бешев. В такой первичной форме ойконим преобладает в официальных документах до начала XX в. Её, например, использует и протоиерей С.Серафимов в своей книге «Крымские христиане (греки) на северных берегах Азовского моря» (Екатеринослав, 1901, 15, 16, 26 и др.). Со временем финаль -ев стала восприниматься как суффикс. Благодаря морфологической адаптации в украинско- и русскоязычной среде под влиянием топонимов типа Селидово, Иваново ойконим Бешев получает и окончание среднего рода. Впервые с флексией среднего рода он зафиксирован на СКЗР (LVII) в конце XVIII в. В таком виде он представлен и в следующих более поздних источниках: МО, 103 — в деле греческого суда № 297, 1818 г.; 1904 г., СЗВМУ, 14; 1913 г., СКЕЕ, 228 и др.
Начальная — определительная часть топонима Старобешево возникла как «отклик» на название села Новобешево, основанного в конце 90-х годов прошлого века крестьянами, выселившимися из Бешева. Однако современная форма ойконима в начале XX в. употреблялась нерегулярно, в это время господствует ещё Бешево.
Экономика |
В посёлке расположены центральные усадьбы бывших колхозов им. С. М. Кирова и «Заветы Ильича»
- ОАО «Старобешевская ТЭС» — расположена в пгт Новый Свет (в 15 км от пгт Старобешево)
- Старобешевский межхозяйственный комбикормовый завод
Транспорт |
Посёлок находится на пересечении транспортных магистралей. Широта 47°44’53.79"С, долгота 38° 1’27.10"В
Расстояния по автомобильным магистралям:
- 36 км — до областного центра;
- 45 км — до российско-украинской границы;
- до железнодорожных станций:
- 10 км — до ж/д станции «Новый Свет»;
- 17 км — до ж/д станции «Каракуба»;
- ближайший морской порт:
- 100 км — г. Мариуполь;
- ближайшие аэропорты:
- 47 км — г. Донецк;
- 110 км — г. Мариуполь.
Социальная сфера |
- Старобешевский мемориальный музей П. Н. Ангелиной
- Универмаг
- Стадион
- Дом культуры
- Дом пионеров
Известные жители |
Ангелина, Прасковья Никитична (1913—1959) — знаменитая участница стахановского движения в годы первых пятилеток, ударница, дважды Герой Социалистического Труда (1947, 1958), лауреат Сталинской премии (1946).
Астахов, Алексей Матвеевич (1904—1984) — российский металлург, директор Таганрогского металлургического завода с 1943 по 1957 годы, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, награждён многими медалями. Делегат XIX съезда КПСС.
Мурзенко, Юлиан Николаевич (1930—2008) — профессор, доктор технических наук, академик Международной академии наук высшей школы.
Примечания |
↑ Державний комітет статистики України. Чисельність наявного населення України на 1 січня 2015 року, Київ-2015 (pdf)
↑ Кабмин назвал города Донбасса, подконтрольные сепаратистам (неопр.). korrespondent.net. Проверено 9 октября 2015.
↑ в настоящее время разрушено, частично затоплено водохранилищем на р. Алма
↑ Фамилии репрессированных
↑ Население городов и сел Украины
↑ 28.01.1897
↑ Довідник адмінподілу УСРР. Київ. 1936
↑ 17.01.1939
↑ 15.01.1959
↑ 15.01.1970
↑ История городов и сёл Украинской ССР. 1976
↑ 17.01.1979
↑ 12.01.1989
↑ 05.12.2001
Ссылки |
Старобешевская районная администрация (укр.), (рус.)
Сайт Старобешевского района (укр.), (рус.)
- Греки Приазовья
- Греческая генеалогия
- Язык греков Мариуполя
- Книга И. Г. Джуха «Одиссея мариупольских греков»
- с. Бешуй на карте Крыма
- Донецкий край в XVI - XVIII в.
- Старобешево в социальной сети ВКонтакте
Литература |
- Бешево // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ходеев Ф. П. На долгой ниве: Опыт хронологического описания. — Таганрог: Сфинкс, 1997.