Госпитальное судно






Госпитальное судно «Обь». 1982 год


Госпитальное судно (или санитарный транспорт[1]) — судно, предназначенное для перевозки раненых и больных. Деятельность госпитальных судов определялась Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 годов. Они широко применялись во время мировых войн. Одними из самых известных госпитальных судов были ГСЕВ (госпитальное судно Её Величества) «Британник», ГСЕВ «Аквитания» и ГСЕВ «Мавритания».




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Госпитальные суда Российской империи




  • 2 Современные госпитальные суда


    • 2.1 Госпитальные суда ВМС США


    • 2.2 Госпитальные суда ВМС Великобритании


    • 2.3 Госпитальные суда ВМФ СССР/России




  • 3 Требования к госпитальным судам


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





История |




HMHS «Mauretania» («Мавритания») в годы Первой мировой войны


8 декабря 1798, непригодный к военной службе корабль HMS «Victory» решили переоборудовать в судно-госпиталь, чтобы помогать раненым французским и испанским военнопленным. Другим ранним примером госпитального судна был военный корабль США «Red Rover» 1860-х годов, который помогал раненным солдатам обеих сторон в период Гражданской войны в США. В период Первой мировой и Второй мировой войн некоторые пассажирские лайнеры были преобразованы для использования в качестве госпитальных судов. Трансатлантические лайнеры «Аквитания» и «Британник» были примерами госпитальных судов.



Госпитальные суда Российской империи |




Госпитальное судно «Товарищ». 1916-1919 гг.




Госпитальные суда «Русь» (на заднем плане) и «Жулан» (на переднем плане) в годы Первой мировой войны



  • Ангара

  • Ариадна

  • Аура

  • Вперёд

  • Диана

  • Жулан

  • Император Николай II (Товарищ)

  • Император Пётр Великий

  • Казань

  • Кострома

  • Лава

  • Лахта


  • Монголия — грузопассажирский пароход, построенный в 1901 году по заказу Морского пароходного общества Китайско-Восточной железной дороги. В 1904 г. переоборудовано в госпитальное судно с таким же названием. Был продан в Англию и получил имя «Western Australia», а после «Patricia».

  • Николаев (Народоволец)

  • Наутилус

  • Океан (Комсомолец)

  • Орёл

  • Португалия

  • Рига (Трансбалт)

  • Царица

  • Экватор



Современные госпитальные суда |



Госпитальные суда ВМС США |




«USNS Mercy» в порту Сан-Диего




«USNS Comfort»


Два госпитальных судна ВМС США USNS (United States Navy ship) «Comfort» («Комфорт») и USNS «Mercy» («Милосердие») с военно-морским экипажем на борту осуществляют медицинскую помощь раненым во время боевых операций. Вторичная миссия госпитальных судов состоит в предоставлении полноценной медицинской помощи в случае стихийных бедствий, а также в предоставлении гуманитарной помощи.


На обоих судах имеются 12 операционных, лазарет на 1000 коек, рентгеновский кабинет, медицинская лаборатория, аптека, кабинеты функциональных исследований, палаты интенсивной терапии, стоматологический кабинет, морг и две кислородных станции. Каждое судно оборудовано вертолётной палубой. Суда также могут брать на борт пациентов прямо в море.


Эти суда являются переоборудованными танкерами типа «San Clemente». «Милосердие» вступил в строй в 1986 году, а «Комфорт» в 1987. «Комфорт» отбыл из Балтимора на Гаити 16 января 2010 для предоставления помощи жертвам сильного землетрясения.


Краткое ТТХ «USNS Mercy»:



Размеры: Длина - 272 м; Ширина - 32 м;

Осадка: 10 м;

Водоизмещение: 24712 тонн;

Силовая установка: 2 дизельных двигателя мощностью 69360 л.с.;

Скорость: 17,5 узла;

Экипаж судна: 61 (+ 259 человек медперсонала).



Госпитальные суда ВМС Великобритании |


В настоящее время (2011 год) в составе Медицинской службы ВМФ Великобритании находится одно госпитальное судно «Аргус» (RFA Argus (A135)). Корабль постоянной боевой готовности. Имеет четыре операционные с соответствующими бригадами общих хирургов и ортопедов. Общая численность медицинского персонала 250 человек. Оснащен современным диагностическим оборудованием, включая цифровую рентгеновскую аппаратуру и компьютерный томограф.



Госпитальные суда ВМФ СССР/России |




Госпитальное судно «Енисей» в Южной бухте Севастополя




Госпитальное судно «Иртыш» на военно-морском параде во Владивостоке (2008 г.)


Госпитальное судно «Енисей» введено в состав флота в 1981 г. Участвовало в эвакуации беженцев во время грузино-абхазской войны (1992 г.). В составе Черноморского флота.
Краткие ТТХ[2]:



Проект: 320А;

Водоизмещение (стандартное/полное): 9430/11570 т;

Размеры: 152,6 х 19,4 м;

Осадка: 6,4 м;

Энергоустановка: 2 дизеля = 15 600 л.с.;

Скорость: 19 узлов;

Дальность плавания: 8000 миль (19 уз), 10000 миль (16 уз);

Экипаж: 75 человек (+ 75 человек медперсонала);

Коечная емкость: до 450 человек;

Дополнительно: 1 вертолёт (в ангаре).


Можно увидеть в г. Севастополе, оно стоит у причала в Севастопольской бухте.


Госпитальное судно «Иртыш». Введено в строй в состав ТОФ в 1990 году. Принимало участие в международных учениях. В 2017 году модернизирован[3].


Госпитальное судно «Обь». Введено в строй в состав ТОФ в 1980 году. Проект 320. Разработано в польском конструкторском бюро «Prorem», построено на верфи «Адольф Барский» в городе Щецин. Оснащено 2 трапами, краном для подъёма платформы с ранеными, медицинским катером, вертолётной площадкой и вертолётом Ка-25ПС. Хирургическое отделение имеет 3 операционных зала. Также имеются: киноконцертный зал, спортивный зал с тренажёрами и площадками для тенниса, волейбола и мини-футбола, плавательный бассейн, баня с сауной, тир, салон отдыха[4]. Выведен из состава флота в 1997 году, продан в Китай в 2007 году.


Госпитальное судно «Свирь». Построено в Польше. Введено в состав Северного флота в 1989 г. Участвовало в дальних походах на Кубу (1990 г.), в Анголу (1992 г.), в медицинском обеспечении экспедиции по подъему АПРК «Курск» (2001 г.).
Краткие ТТХ[5]:



Мореходность - неограниченная;

Водоизмещение - 11579 тонн;

Размеры: 153 х 19,4 м;

Дальность плавания: 11600 морских миль;

Автономность: 40 суток;

Скорость хода: 20 узлов;

Коечная емкость: до 450 человек.

Дополнительно: имеются приемно-сортировочное, хирургическое, терапевтические отделения, профилакторий, поликлиника, аптека, вспомогательные помещения, жилые и служебные помещения, склады медицинского имущества, вертолёт Ка-25.



Требования к госпитальным судам |




Негосударственное госпитальное судно MV «Africa Mercy»[en] международной гуманитарной организации «Корабли милосердия»[en] (англ. «Mercy Ships»). 2011 г.


Гаагская Конвенция выдвигала несколько требований к госпитальным судам:



  • Судно должно быть ясно обозначено как госпитальное судно;

  • Судно должно предоставлять медицинскую помощь представителям любой нации;

  • Судно не должно использоваться в военных целях;

  • Суда не должны вмешиваться в боевые действия или препятствовать вражеским боевым судам;

  • Воюющие стороны, как определено в соответствии с Гаагским Соглашением, могут обыскать любое госпитальное судно на предмет нарушения вышеупомянутых условий.


В случае нарушения хотя бы одного из этих требований судно автоматически становилось вражеским и могло быть уничтожено на законных основаниях. Однако преднамеренная атака и уничтожение госпитального судна, отвечающего всем требованиям, считалось военным преступлением.


Чтобы госпитальное судно было легко распознать в море, его обычно окрашивали в международные цвета госпитального судна: горчичного цвета трубы, полностью белый корпус, зелёная полоса по всей длине корпуса, прерываемая тремя красными крестами. Также судно ходило под медицинским флагом: белый флаг с красным крестом. Такая ливрея гарантировала судну безопасность от военных действий и статус неприкосновенного.


Во время Первой и Второй мировых войн британские суда перед именами носили приставку RMS (англ. Royal Mail Steamer — Королевский Почтовый Пароход), во время медицинской службы суда носили приставку HMHS — His Majesty’s Hospital Ship (ГСЕВ — Госпитальное Судно Его Величества).



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Санитарный поезд

  • Санитарная авиация

  • Бронированная медицинская машина



Примечания |





  1. Медицинская энциклопедия: Санитарный транспорт


  2. Корабли и суда специального назначения, sof-mag.ru.


  3. Госпитальное судно «Иртыш» ВМС России / Иллюстрированная статья на korabli.eu.


  4. Госпитальное судно Обь, Водный транспорт.


  5. Госпитальное судно Свирь, Водный транспорт.




Литература |


  • Санитарно-транспортное судно // Советская Военная Энциклопедия (в 8 т.) / Н. В. Огарков (пред. гл. ред. комиссии). — М.: Воениздат, 1979. — Т. 7. — С. 242. — 688 с. — 105 000 экз.


Ссылки |




  • «Спасти рядового раненого» — выпуск от 21.06.2015 г. программы «Военная приёмка» телеканала «Звезда» (эпизоды про госпитальное судно «Енисей» с 01:57-до 05:45 и с 30:36 до 35:45 минут видео).

  • Статьи про госпитальные суда на сайте sea-transport.ru

  • Подвижные средства и комплексы медицинского назначения









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)