Друзы
Друзы | |
---|---|
Современное самоназвание | دُرُوز |
Численность и ареал | |
Всего: около 1,5 млн | |
Сирия: 865 000 Ливан: 280 000 Израиль: 118 000 Иордания: 20 000 За пределами Ближнего Востока: 100 000 | |
Язык | арабский, иврит |
Религия | Ислам исмаилитского толка (с некоторыми отличиями) |
Дру́зы (араб. мн. ч. الدروز; Аддуруз, ед. ч. درزي; Дурзи) — этноконфессиональная группа арабов в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле. Существуют многочисленные группы друзов в США, Канаде, Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском бассейне и других странах, состоящие из потомков эмигрантов.
Содержание
1 Краткая информация, описание
2 Язык
3 Происхождение
4 История
5 Религия друзов
5.1 Учение о переселении душ (танасух)
5.2 Религия друзов и ислам
5.3 Западный взгляд на религию друзов
5.4 Друзы в рамках материалистического понимания истории
5.5 Религиозные символы друзов
6 Культура
6.1 Национальная кухня
7 Друзы Сирии
7.1 Известные представители друзской общины Сирии
8 Друзы Израиля
8.1 Известные представители друзской общины Израиля
8.2 Основные друзские населённые пункты
9 Друзы Голанских высот
10 Друзы Ливана
10.1 Известные представители друзской общины Ливана
11 Примечания
12 Литература
13 Ссылки
Краткая информация, описание |
Друзы — арабы, исповедующие друзизм, религию, которая ранее являлась одним из ответвлений шиитской секты исмаилитов, однако в XI веке откололась от неё и прекратила конфессиональные контакты с исмаилитами ещё в Средние века, претерпев в последующем значительные изменения. Друзское вероучение возникло среди исмаилитов Египта и Южного Ливана в начале XI века под влиянием проповеди миссионера Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази и названо по его имени. Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы» как самоназвание не употребляют. Они используют в отношении себя слово «мувахиддун» (или Ахль ат-таухид), которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся» [источник не указан 1946 дней].
Принять вероисповедание друзов невозможно, так как не существует института перехода в друзскую веру. Друзом считается тот, кто придерживается своей традиционной религии и чей отец и мать — друзы. Сами друзы, верящие в переселение душ, утверждают, что каждой душе человеческой была представлена возможность принять друзское вероисповедание в период так называемых «отворенных врат» (до XV века христианского летосчисления, по некоторым другим сведениям — до XII-XIII века х.л.). Все души, которые приняли решение о принятии друзской веры, перерождаются в друзов, остальные души отказались от перехода в друзскую веру.
Друзы принимают доктрину такия («мысленная оговорка», которая может использоваться для сокрытия подлинных взглядов), согласно которой верующий, живущий во враждебной среде, может внешне принять её условности, сохраняя в душе истинную веру. Обман и дезинформация иноверцев во благо общины не являются предосудительными[1].
Друзское общество представляет собой замкнутую организацию, возглавляемую уккаль (умные, знающие, множественное число от акиль), которые руководят массой верующих (джуххаль — невежественные, множественное число от джахиль). Представляется, что существует довольно сложная иерархия уккаль[источник не указан 1946 дней]. Есть также высшие духовные авторитеты, которых называют «аджавид» (множественное число от джеййид) — совершенные. Уккаль можно стать только по достижении 40 лет, пройдя серию специальных многолетних курсов и программ религиозного и философского обучения. Принято считать, что, например, ни Камаль Джумблат, ни Валид Джумблат уккаль не были, да и не могли ими быть. Ряд специалистов отмечают наличие конфликтов между уккаль и светским руководством друзской общины.
Семейное право у друзов отличается от семейного права других религиозных общин. В 1948 году Ливанский парламент утвердил составленный друзскими уккаль Кодекс друзского семейного права, который в 1953 году был принят в Сирии, а в 1961 году в Израиле.
Среди западных и российских («ленинградская школа») востоковедов существовала и альтернативная типология друзов, согласно которой они не являлись самостоятельной религией, а были суфийским орденом в рамках исмаилитского направления ислама.
Язык |
Ближневосточные друзы говорят на сиро-ливанском и палестинско-иорданском диалектах арабского языка. Численность друзов в настоящее время превышает 1,5 миллиона человек.
Наиболее крупная их община проживает в Сирии (район Джебель-Друз (Джебель-Альараб), административный центр — город Эс-Сувейда) — более 800 тысяч человек. Более полумиллиона друзов проживает в Ливане, главным образом в горных районах южной части страны. Около 120 тысяч друзов живёт в Израиле.
Значительное количество друзов продолжает эмигрировать в США, Канаду, Западную Европу, где существуют многочисленные друзские общины. Значительная часть друзских эмигрантов забывает родной язык и уже во втором-третьем поколении начинает говорить только на языке страны пребывания (чаще английском, французском, испанском и др.).
Происхождение |
Большинство из современных живущих друзов могут проследить своё происхождение от Вади-аль-Таймур в Южном Ливане, названного в честь арабского племени Таймур-Аллах (ранее Таймур-Аллат), которое, согласно известному арабскому историку аль-Табари, прибыло из Аравии в долину Евфрата, где было обращено в христианство ещё до их переселения в Ливан. Многие семьи друзских феодалов, чьи родословные были сохранены двумя современными сирийскими летописцами Хайдаром аль-Шихаби и аль-Шидьях, также, по-видимому, склоняются к подобному происхождению. Арабские племена пересекли Персидский залив и остановились в Ираке, однако их дальнейшая судьба привела их в Сирию.
Первая семья друзов-феодалов, которая сделала себе имя в борьбе с крестоносцами, Танух, была, по словам Хайдара аль-Шихаби, арабского племени из Месопотамии, где занимала должность правящей семьи и, по-видимому, была обращена в христианство[2]. Семья Танух вынуждена была покинуть Аравию в начале II или III в. н. э.
Род Маан, который заменил собой правящий род Танух и произвёл величайшего в истории друза-героя, Фахр-аль-Дина, был такого же традиционного происхождения. Род Талхук и Абд аль-Малик, которые стали лидерами друзов позднее, имеют такие же родословные записи, как и Танух. Род Имад назван по имени аль-Имадийя — курдского города Амадия, к северо-востоку от Мосула в Курдистане, и, как род Джумблат, считаются курдского происхождения. Род Арсалан заявляет о своем происхождении от арабских королей Хира, но имя Арсалан («лев» по-персидски и по-турецки) предполагает персидское влияние, если не происхождение[2].
Наиболее общепринятой теорией считается то, что друзы являются смесью ряда корней, в которой, в основном, преобладают арабские, будучи впоследствии привитыми коренному горскому населению арамейской крови[3].
Тем не менее, многие ученые сформулировали свои собственные гипотезы: например, Ламартин (1835) обнаружил у современных друзов остатки самаритян[4]; граф Карнарвон (1860), — тех из куфитов[неизвестный термин], которых Асархаддон переселил в Палестину[5]; профессор Феликс фон Лушан (1911), в соответствии с его выводами из антропометрических измерений, считал друзов, маронитов и алавитов Сирии, наряду с армянами, бекташами, Али-Ильясами и езидами из Малой Азии и Персии, современными представителями древних хеттов[6].
В XVIII веке существовало две ветви друзов, проживающих в Ливане: йеменские друзы, возглавляемые родами Хамдан и Аль-Атраш; и друзы-кайси, возглавляемые родами Джумблат и Арсалан.
Род Хамдан был изгнан из Горного Ливана после битвы Айн Дара в 1711 году. Эта была битва между двумя группировками друзов: йеменскими и кайси. После драматического поражения, йеменские друзы мигрировали в Сирию в область Джебель-друзов и её столицу, Сувейда. Тем не менее, существует мнение, что эти две фракции были политического характера, а не этнического, и обе имели как христианских, так и друзских сторонников.
История |
Самая известная из шиитских сект — исмаилиты — возникла в VIII веке. Одной из её концепций, по некоторым, не вполне достоверным данным, являлось учение об «инкарнации» (хулул) — «воплощении Божества в человеке», якобы общее для крайних сект шиизма, которых обвиняли в том, что они обожествляли пророка Мухаммада, халифа Али как его преемника и последующих имамов из рода Алидов.
В 996—1021 годах в Египте правил исмаилитский фатимидский халиф Аль-Хаким, начавший крупномасштабную программу административных реформ и готовивший большую кампанию против византийцев в Сирии и Малой Азии, а также независимо от неё против Аббасидов в Месопотамии. Вместе с тем, по свидетельствам его противников, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом, ряд востоковедов считает, что его правление было отмечено началом упадка халифской власти (например, эта точка зрения отражена в Большой советской энциклопедии).
Оппоненты Хакима утверждали, что он якобы объявил себя инкарнацией бога, что не подтверждается сохранишейся перепиской Хакима. Более вероятной представляется точка зрения, что некоторые «чрезмерно преданные» придворные распространяли это утверждение против воли Аль-Хакима. Нельзя исключать, что наиболее известным пропагандистом этой точки зрения был Дарази.
Вероятно, Дарази играл важную роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями. Христиане различных конфессий и евреи представляли собой основу административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями: православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями — армянами и эфиопами. Однако ко времени воцарения Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу коптов и частично православных-мелькитов, занявших основные административные посты.
На первом этапе реформ Хаким поддержал Дарази, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями.
Распространена (из исмаилитских источников) версия, что Дарази попал в опалу после того, как провозгласил (очевидно против воли самого халифа) аль-Хакима инкарнацией бога. По одной версии он бежал в Ливан, где начал проповедовать учение о божественности Хакима, по другой — был казнен.
Его учеником и, вероятно, продолжателем его дела был Хамза Ибн Али ибн Ахмад, хотя по версии, распространенной среди друзов, Хамза сильно расходился во взглядах с Дарази и фактически был его оппонентом. По заверениям некоторых источников, друзского происхождения, друзские рукописи, говорят, что Хаким пережил ту роковую ночь, когда его должны были убить по приказу сестры; но, устав от власти, он удалился в пустыню Аммона и там создал учение, которое позднее поведал его ученик Хамза. Наконец есть распространенная в кругах, близких к друзским шейхам, версия, что не Хамза был учеником Дарази, а, наоборот, Дарази был учеником Хамзы, исказившем волю и мысли своего учителя. Эта версия дает труднопредставимую картину о якобы существовавшем триумвирате единомышленников — аль-Хакима, Хамзы и Дарази, которая едва ли может быть принята в силу различия статуса этих трех деятелей и известных нам более-менее достоверных фактах.
Реформаторская деятельность аль-Хакима вызвала раскол в среде его приближенных.
Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода аль-Хакима к более взвешенной политике и вероятной опале и даже казни Дарази покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность. В 1021 году аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, по всей видимости был убит своими приближенными, немедленно начавшими кампанию по очернению Хакима. С учетом времени, потребного для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, прото-друзы верили, что он не умер, а ушёл «в сокрытие» (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола). Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы и составили основу друзов. Российский востоковед XIX века Константин Базили отмечает, что вместе с ними были и «другие раскольники мухаммеданства, бежавшие из Месопотамии», которые вместе с сторонниками Дарази из Египта и Леванта и «составили в Ливане независимое племя друзов».
Крупнейшими религиозными авторитетами друзов считаются Хамза Ибн Али и Ас-Сайид Абдалла ат-Танухи.
Базили полагал, что «при самом начале политического своего существования племя это появляется разделенным на две партии — иемени и кейси… Семейства Танух, Джемаль эд-Дин, Алам эд-Дин были иемени. Эмиры Маан почитались главами противной партии кейси. Они были обрадованы прибытием новых союзников в соседний Антиливан, ибо Шихабы, по своему происхождению из Хиджаза, принадлежали к партии кейси. Мааны из своих родословных открыли старинные связи и родство своего дома с предками Шихабов в Аравии. Родственные связи возобновились между двумя семействами, подкрепили политический союз, неразрывно существовавший около шести веков, среди борьбы двух партий народных, а затем узаконили переход к Шихабам наследия Маанов по прекращении рода последних [в конце XVII в.]».
В XII и XIII вв. друзы принимали деятельное участие в борьбе с крестоносцами, а по их изгнании продолжали составлять конфедерации с другими владетельными эмирами, вести войны и распространять своё влияние на другие области Сирии, признававшей тогда над собою власть египетских султанов. При нашествии монголов под руководством Хулагу, и при нашествии Тимурленга, Шихабы, княжество которых находилось в Антиливанском хребте по соседству с Дамаском, было покорено, и они искали убежища на Ливанском хребте, в неприступном округе Шуф, где устояли эмиры Мааны.
«При завоевании Сирии турками (в 1516 г.) и по разбитии султаном Селимом халебских эмиров и войска египетского эмиры Южного Ливана и Антиливана, между коими особенно славился Фахр эд-Дин Маан, основатель величия друзов, перешли на сторону победителя, помогли ему своим оружием и были им утверждены в своих наследственных уделах». Владетели северных отрогов Ливана, эмиры Танух и Джемаль эд-Дин оставались верными египетскому правлению, а потому были вынуждены спасаться бегством от турецкого нашествия.
Таким образом, на протяжении средних веков и нового времени друзы имели свою наследственную землевладельческую аристократию, династии правящих эмиров (Мааны, сменившие их Шихабы и др.). Наибольшего подъёма власть друзских эмиров в Ливане достигла при Фахр-ад-дине (Фахраддине) II Маане (правил в 1590—1633 годах) и Башире II Шихабе (правил в 1788 или 1789—1840 годах). Основным занятием населения было земледелие; ремеслом и торговлей друзы до начала XX века почти не занимались.
Турецкое правительство систематически разжигало конфликты между алавитами и друзами для противостояния феодальной вольнице, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны, хотя алавитские шейхи Хамади и эмиры Харфуш из округов Джубейль и Баальбек по собственному движению признавали над собой власть Фахраддина и домогались его покровительства. (Племена алавитов также занимали окрестности Сайды и городок Сур), а также алавиты и друзы многократно объединялись в борьбе с турками и египтянами.
В начале XVIII века в результате войны между кланами Джумблатов и Арсланов, с одной стороны, и аль-Атрашей, которые являются потомками Фахраддина Маана, и Хамданов, с другой, часть друзов (проигравшие аль-Атраши и Хамданы) переселилась в Хауран (современная Сирия), район, получивший название Джебель-Друз (горы друзов).
В XVIII веке алавитские феодалы и племена в Леванте стали более сильными, чем друзы. В этот период друзы часто поддерживали алавитов, несмотря на происки турецких специальных служб, пытавшихся развязать конфликты между друзами, алавитами и исмаилитами, последние же, выступив против алавитов, были практически полностью вытеснены со своих территорий в Леванте. (Алавитский шейх Насиф Нассар помимо прочего выступил союзником российского Средиземноморского флота в во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг., когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А. Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян. После поражения турецкого флота в битве при Чесме 26 июня 1770 г. русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база русского флота находилась на о-ве Паросе в порту Ауза, откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота). Во время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акко. После капитуляции французского экспедиционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, мамелюков и местных феодалов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагам друзам, но те отказали в помощи, главным образом, в силу неопределенности своего собственного статуса и историческими связами с Британией. Тем не менее, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы, которая не приняла формы геноцида, но ограничилась ликвидацией большой части феодальной верхушки и резкого сокращения территорий под контролем алавитских шейхов.
В 40—60-х годах XIX века в Ливане происходили вооружённые столкновения между различными общинами, особую ожесточенность принял затяжной конфликт между друзами и христианами-маронитами (наиболее вспышки боевых действий в 1841, 1845, 1860 годах). На самом деле религиозный антагонизм играл меньшую роль, чем проблемы эксплуатации крестьян и проблемы оттоманского административного деления в Леванте. Как правило, культовые сооружения сторонами не уничтожались, а покушения на христианских клириков и аджавидов рассматривались обеими сторонами как крайне предосудительные вещи. Решающую роль сыграл тот факт, что конфликт разжигался интригами соперничавших в Сирии и Ливане европейских держав, причем Британия поддерживала друзов, Франция — маронитов, а Россия — православных.
Попытки властей Османской империи во 2-й половине 19—20 вв. положить конец друзским «вольностям» (отсутствие воинской повинности, право ношения оружия, неограниченная власть друзской знати над остальными друзами) вызывали частые антитурецкие выступления (1869, 1888, 1894—1897, 1904, 1910 и др.).
После первой мировой войны по соглашению Сайкс-Пико друзские территории в Ливане и Сирии вошли в состав французского мандата (1920—43), однако британские внешнеполитические и секретные ведомства продолжали интенсивные контакты с левантийскими друзами.
Джебель-Друз был центром общесирийского национального восстания в 1925—27 годах. В 1921—1936 годах автономное друзское государство существовало в рамках французского мандата.
В годы Второй мировой войны после кровопролитного освобождения Леванта войсками Сражающейся Франции (ранее Свободная Франция) и Великобритании в 1941 году от вишистских войск генерала Денца, британцы попытались сформировать друзские кавалерийские эскадроны под своим руководством и заняли французское представительство в Сувейде. Это привело к острому конфликту режима Де Голля и Правительства Черчилля. По словам Де Голля это был «самый острый конфликт» между Британией и его режимом. Кроме того, британцы монополизировали торговлю Леванта и получили право на строительство железной дороги без согласования с Де Голлем.
При формировании первых суверенных, но подмандатных Правительств Ливана друзы получали в них один-два министерских поста. В настоящее время друзам обычно предоставляется три министерских поста, причем всегда им отдается пост Министра по делам перемещенных лиц.
Религия друзов |
Учение о переселении душ (танасух) |
Друзы принимают учение о переселении душ. По мнению друзов, существует ограниченное количество душ, которые переходят из одного тела в другое в момент смерти. Для души определены понятия, близкие к понятию кармы, сама душа при этом, возникнув от искры вечной воли, бессмертна. Все деяния души в течение всех её перевоплощений будут учтены на Страшном Суде.
Учение о переселении душ служило важным фактором в морально-психологической подготовке знаменитой друзской кавалерии (британские вооруженные силы настаивали на формировании друзских эскадронов для своей армии даже во время Второй мировой войны). Так как душа возрождается в новом теле, то смерть не является пугающей для друзских бойцов, которые шли в атаку со знаменитым возгласом «Во чреве матери» (я вновь появлюсь), наводившим ужас[источник не указан 1295 дней] на противников, от крестоносцев до маронитских феодалов.
Под вопросом остаётся наличие души у женщины. Ряд источников утверждает, что согласно друзским верованиям у женщин бессмертной души нет, однако более достоверные источники сообщают, что друзы полагают, что душа по своей сути беспола, а следовательно, может возрождаться как в мужском, так и в женском теле. Это нашло отражение в ливанской школе психоанализа.
Доктрина Танасух находит своё отражение в друзской литературе и фольклоре, где как литературный прием часто используются воспоминания о предыдущих жизнях лирического героя. Очень часто описывается лирический герой, проживающий множество жизней.
Религия друзов и ислам |
Вопрос о том, является ли религия друзов самостоятельной или частью ислама, остаётся дискуссионным. Помимо прочего он несёт и политическое значение, так как в ряде стран (например, Сирии и Ливане) некоторые высшие должностные посты могут занимать по учредительным или конституциональным актам только мусульмане или христиане. В связи с этим важной является классификация религии друзов.
С формальной точки зрения мусульманином является тот, кто в присутствии двух свидетелей произнесет символ веры (шахаду), состоящий из двух положений: о том, (1) что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха и (2) что Мухаммад является пророком и посланником Аллаха. По исламскому законодательству это необходимо и достаточно для признания человека мусульманином. Друзская религиозная практика признает оба положения. Однако ряд мусульманских юристов (наиболее известный — Ибн Таймийя) издавал фетвы о том, что друзы не могут являться субъектами правоотношений с мусульманами по законам, регулирующим отношения между мусульманами. Положение усугубляется практикой такия, которая позволяет друзам, например, произносить шахаду, делая в уме мысленную оговорку, которая с их точки зрения, лишает клятву сакрального смысла. Отмечалось, что в Сирии друзы в разговорах с иноверцами предпочитают называть себя мусульманами, а в Израиле — самостоятельной религией.
Для друзов обязательна моногамия, молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной, пост заменён периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвящённым, закят (милостыня в пользу бедных) не регламентирован и воспринимается как взаимопомощь. Друзы отмечают только два праздника: общемусульманский праздник жертвоприношения и общешиитский траурный день Ашура.
Западный взгляд на религию друзов |
Сведения, которыми располагает западное востоковедение о религии друзов, не всегда являются достоверными[источник не указан 1967 дней]. Положение усугубляется применением принципа такия, позволяющего друзам публично отрекаться от своей религии, храня ей верность в душе, а также тем фактом, что среди друзов-уккаль практически не было вероотступников, раскрывающих секреты своей религии. Разглашение же секретов уккаль карается смертной казнью.
Предположительно, религию друзов систематизировал как самостоятельную парадигму Хамза Ибн Али — современник Ад-Дарази (по друзским легендам — оппонент Дарази; по сведениям противников друзов, единомышленник и ученик Дарази). Крупнейшим идеологом друзской религии был ас-Сайид Абдалла ат-Танухи (умер в 1480).
Друзская религия совмещает принцип единобожия с признанием последнего божественного воплощения в фатимидском халифе аль-Хакимe.
Для религиозной доктрины друзов, по всей видимости, характерна концепция неограниченной свободы воли, отказ от детерминизма и признания самостоятельного существования атрибутов Бога, характерного для доминирующих направлений в исламе.
Религиозные собрания проходят в домах для собраний (хальва) (у современных друзов эти здания по форме напоминают маленькие стадиончики) по четвергам после захода солнца. Некоторые обряды культовой практики друзов, вероятно, уккаль проводят в малодоступных местах, в строгой тайне.
Основным достоинством для человека считается истина. Друзы предположительно верят, что Бог раскрывает себя в последовательных инкарнациях. Первым его проявлением был Универсальный Разум, который воплотился в Хамзе Ибн Али. Почитая Ветхий Завет, Новый Завет, а также Коран, друзы читают собственные священные книги в домах для собраний (хальва). В европейском востоковедении считается, что основной культовой книгой друзов является «Расаиль аль Хукма» (Письма о знании), копия которой находится в завернутом состоянии в местах паломничества друзов, однако прикасаться к ней имеют право только друзы, прошедшие специальную подготовку. Вместе с тем, друзы в беседах с иноверцами часто подчеркивают, что единственной священной книгой в их доме является Коран, давая понять, что друзские тексты, не являясь сакральными, представляют собой лишь учёные комментарии на святые тексты. Есть основания полагать, что востоковедам не удастся решить проблему сравнительной значимости религиозных текстов друзов.
Для друзской религиозной практики характерно наличие большого количества мест для паломничества, которые посещают (обычно семьями) друзы из разных стран. Такие места часто служат местом знакомств друзской молодежи, где заключается большое число браков друзов с разным гражданством.
Ряд европейских оккультистов (например, Блаватская) считают религию друзов (а заодно и алавитов) видоизменённым наследником «платонических», «гностических», эзотерических древних культов. Однако серьёзные востоковеды к таким положениям относятся со скепсисом и редко даже принимают вопрос к рассмотрению.
Друзы в рамках материалистического понимания истории |
Ряд марксистских историков, а позднее и последователей исторического структурализма, а также последователей Вебера проводили аналогию между крайними (хулат) фракциями шиизма (друзами, алавитами) и протестантскими реформаторами в Германии (Лютер), Швейцарии (Кальвин) или Англии (пуританизм и англиканство). При этом предполагалось, что взгляды друзов должны были сыграть аналогичную роль, как и «протестантская этика» в Западной Европе в институциональном оформлении перехода от феодальных к капиталистическим отношениям. К сожалению, революция друзов проиграла (как и реформация, например, в Испании), погибнув в результате внешних факторов — крестовых походов и разорительного монгольского завоевания.
Религиозные символы друзов |
Друзы избегают иконографии, однако в своей религии используют пять цветов, являющихся их главными религиозными символами. Каждый из таких цветов имеет силу, которая называется хаад, что буквально переводится как предел или граница, отделяющая людей от животных. Каждый хаад раскрашен в определённый цвет[7][8]:
- Зелёный олицетворяет понятие ʻAql «Вселенский разум»,
- Красный олицетворяет Nafs «Вселенская душа»,
- Жёлтый — Kalima «Слово»,
- Голубой — Sabiq «Вероятности и возможности»
- Белый олицетворяет Tali «Будущее»[9].
Культура |
Национальная кухня |
Мате — один из самых потребляемых друзами напитков. Он был завезён в регион их проживания иммигрантами из Аргентины в 19 веке и очень полюбился местному друзскому населению из-за своего вкуса и тонизирующих свойств[10].
Друзы Сирии |
Основная часть друзов Сирии проживает на территории региона Джебель-Друз, где в на момент 1998 года около 90 % населения, являлись этническими друзами. Другие общины сирийских друзов проживают в горах Харим, пригородном районе Дамаска Джерамана, а также на южных склонах горы Хермон[11].
После Первой мировой войны, Франция получила мандат на бывшую османскую Сирию где проводила политику создания небольших моноэтнических независимых государств, данная политика коснулась друзов, алавитов, а также других народностей Сирии.
После Второй мировой войны контроль над территорией проживания друзов получила Великобритания, которая так же делала упор на нацменьшинства Сирии и Израиля[12].
Новейшая история Сирии после получения независимости показывает, что друзская община, неразвитая в экономическом отношении, подвергающаяся целенаправленному влиянию британской политики (в отличие от остальной, франкофильской Сирии) стала препятствием для социально-экономического преобразования страны. Некоторые исследователи говорят даже о «гражданской войне» между друзскими феодалами и центральным правительством Сирии после получения независимости. В целом, друзы рассматривались как «неблагонадежные элементы». Бывший президент Сирии Адиб Шишакли (правил в 1949—1954 гг.) был убит в 1964 году в эмиграции в Бразилии друзом, мстившим за разрушения Джебель-Друз[когда?].
Только после прихода к власти партии Баас и особенно алавитского главы государства Хафеза аль Асада положение начало меняться. Лидер друзского движения, легендарный патриот Султан Паша аль-Атраш даже получил высшую государственную награду Сирии из рук Президента Хафеза Асада.
Друзы получили больше равноправия, однако до сих пор Джебель-Друз остаётся преимущественно аграрным регионом с относительно малоразвитой промышленностью. Среди мусульманского и христианского населения Сирии бытуют антидрузские предрассудки (так, например, многие мусульмане утверждают, что друзы мусульманами не являются, что допускается при очевидном отрицании основных положений ислама). Правительство Сирии часто оказывается не в состоянии разрешить земельные споры между друзскими общинами и окрестными, преимущественно, бедуинскими племенами, что приводит к межобщинным столкновениям, которые Правительство Сирии иногда бывает вынуждено регулировать вводом войск на спорные территории.
Известные представители друзской общины Сирии |
Фахраддин II Маан правил в 1590—1633. Крупный друзский феодал. Создал фактически автономное друзское государство. В Пальмире находится хорошо сохранившийся замок Фахраддина, который служит местом религиозного паломничества друзов со всего мира. Портреты Фахраддина являются одним из символов друзов, например, они часто встречаются на транспортных средствах там, где у христиан находится иконка, а у мусульман цитата из Корана.
Султан Паша аль Атраш (1891—1982) — легендарный вождь друзов Сирии. Прямой потомок Фахраддина II Маана. Верховный главнокомандующий сирийскими войсками во время восстания 1925—1927 годов. После поражения восстания скрывался в Иордании, откуда вернулся после заключения франко-сирийского соглашения 1937 года. После получения страной независимости активно выступал против государственного переворота, произведенного Адибом Шишакли, который для подавления друзских выступлений направил в Джебель-Друз войска, поддержанные бомбардировочной авиацией. Повторно был вынужден бежать в Иорданию. После свержения Шишакли Султан Паша сыграл решающую роль в принятии решения об объединении Сирии и Египта в Объединенную Арабскую Республику (1958 г.) и был категорическим противником разрыва союза в 1961 году. Монументы Султану паше установлены во многих городах Сирии. В 1970 году «за заслуги перед родиной» Президент Сирии Хафез аль Асад наградил Султана пашу высшей государственной наградой. Известен своим патриотизмом, секуляризмом и личным мужеством. Ему принадлежат знаменитые слова во время объединения сирийских революционеров из разных подмандатных территорий (собственно Сирии, алавитского и друзского государств) в 1925 году «Религия — это для Бога, а нация — она для всех».
Асмахан настоящее имя — Амаль (Эмили) аль-Атраш (1918—1944) — известная сирийская певица и киноактриса, много работавшая в Египте. В Сувейде находится её дом-музей. Сестра Фарида аль Атраша.
Фарид аль-Атраш (1915—1974) — один из крупнейших арабских композиторов XX века (большей частью в сфере популярной кино-музыки). Кроме того, известный актёр, поэт и музыкант (особенно — как исполнитель музыки на уде). Работал, главным образом, в Египте. Брат Асмахан.- Друзы считают библейского персонажа Авеля — сына Адама, убитого своим братом Каином, — одним из друзов, чья душа часто перерождается в друзских лидеров. В этой связи гробница Авеля, расположенная недалеко от Дамаска, является важным культовым местом для друзов со всего мира. Хотя в настоящее время гробница находится в режимной зоне ПВО Сирии, сирийское руководство разрешает друзам из разных стран посещать её для проведения культовых мероприятий.
Иссам Захреддин (1961—2017) — сирийский военачальник, генерал-майор Республиканской гвардии Сирии.
Друзы Израиля |
Друзское население Израиля включено в активную общественную жизнь страны. В числе депутатов кнессета есть представители общины, друзы служат в Армии обороны Израиля (АОИ) на общих основаниях, несмотря на то, что, как и арабы, друзы могли быть освобождены от службы в армии (друзские старейшины в своё время добровольно приняли воинскую обязанность для своих общин). В отличие от еврейского населения Израиля, на службу в АОИ из друзской общины призываются только юноши. Подавляющее большинство из них проходит службу в боевых частях (мотопехота, различные части специального назначения, в 299-м батальоне (Херев), подразделения следопытов). Друзы участвовали во всех войнах Израиля, наряду с еврейским населением.
Ранее районы проживания друзов были только аграрными, промышленное производство в них не развивалось. В 1970-е годы в районе друзских поселений был создан промышленный парк Тефен, который интегрировал многих представителей друзской общины в передовые отрасли промышленности. Кроме того, друзы работают на многих предприятиях таких городов как Маалот-Таршиха, Кармиэль и Нагария.
Известные представители друзской общины Израиля |
Маджали Вахаби (Majali Wahabi или Whbee) — член израильского парламента от партии «Кадима»
Аюб Кара был депутатом кнессета в 1999—2006 гг. и с 2009 года от партии «Ликуд», занимал должность заместителя министра развития Негева и Галилеи, с 2017 года министр связи.
Муафак Тариф — духовный лидер друзской общины Израиля.
Салах Тариф был депутатом кнессета от партии «Авода» с 1992 года. Он занимал должность вице-спикера и заместителем министра внутренних дел. В правительстве Ариэля Шарона в 2001 году занимал должность министра без портфеля.
Юсеф Мишлеб — первый представитель друзской общины Израиля, дослуживший до звания генерал-майор (алуф) в Армии обороны Израиля (АОИ). Командующий Командованием тыла Израиля с 2001 по 2003 год, Координатор действий правительства на территориях в АОИ с 2003 по 2008 год. После выхода в запас — заведующий Хайфским округом Министерства внутренних дел Израиля.- Полковник Имад Фарес был командующим бригадой Гивати в АОИ в 2001—2003 гг.
- Генерал-майор Хуссейн Фарес является командующим пограничной полицией (МАГАВ — ивр. מג"ב).
- Бригадный генерал Хасон Хасон — Военный секретарь Президента Израиля (с 2008 года).
Азам Азам — рабочий текстильного предприятия, обвинённый в Египте в шпионаже в пользу Израиля. Провёл в заключении 8 лет, освобождён в 2004 году.
Анджелина Фарес — первая друзская фотонатурщица («фотомодель»).
Основные друзские населённые пункты |
- Деревни Дальят-аль-Кармель и Исфия — расположенные вблизи Хайфы
Ярка — расположена примерно в 10 км от Акко и 18 км от Кармиэля
Пкиин — расположен в 8 км от Кармиэля
Бейт-Джан — расположен к северо-востоку от Кармиэля
Хурфейш — расположен невдалеке от Маалот-Таршихи
Кисра-Смеа — расположена вблизи промышленной зоны Тефен
Друзы Голанских высот |
В результате Шестидневной войны (июнь 1967 г.) и Войны Судного дня (октябрь 1973 г.) Израилем были заняты, а впоследствии аннексированы, Голанские высоты. Согласно Резолюции Совета Безопасности ООН 497 эта территория считается частью сирийских оккупированных территорий, ранее принадлежавших Сирии и заселённых преимущественно друзами (сёла Мадждаль-Шамс, Масаада, Буката и Айн-Кания). В 1981 году, после аннексии Голанских высот, друзскому населению этого региона было предложено израильское гражданство, но оно в большинстве своём сохранило и сирийское[13]. Согласно Договору об учёбе друзов, заключённом между Израилем, Сирией и ООН в 1989 году, друзы Голанских высот имеют право на бесплатное обучение в сирийских вузах[14][15]. В друзских поселениях на Голанских высотах основная часть населения занята в сельском хозяйстве и туристическом бизнесе. Друзы Голанских высот, являющиеся гражданами Израиля, служат в израильской армии и пользуются гражданскими правами на общем основании, в отличие от израильских арабов, имеющих освобождение от воинской повинности, но и небольшое ограничение в правах для тех, кто воспользовался этим освобождением. (Друзские женщины не являются военнообязанными, но это не ограничивает их в политических правах.)
Друзы Ливана |
Принято считать, что политические взгляды определённой части друзской общины Ливана выражает Прогрессивно-социалистическая партия Ливана (входит в Социнтерн), хотя в ПСП состоят представители разных общин Ливана, а сама партия выступает как подчеркнуто антиконфессиональная. Вместе с тем, представители друзской общины состоят в ливанских политических партиях (но не движениях) и выступают против кандидатов от ПСП на выборах на участках, зарезервированных для друзов.
Известные представители друзской общины Ливана |
Камаль Джумблат — (1917—1977), один из наиболее авторитетных светских лидеров друзской общины Ливана, основатель Прогрессивно-социалистической партии (1949). Лауреат Ленинской премии за укрепление дружбы между народами. Возглавлял Национально-патриотические силы Ливана — союз ряда Ливанских партий и движений (Ливанская коммунистическая партия (ЛКП), Движение арабских националистов (ДАН) и др.), преимущественно мусульманского и левацкого толка, которые в союзе с палестинскими организациями пытались свергнуть легитимную власть в Ливане и ограничить права христианской общины страны. Возглавляемые Джумблатом силы потерпели сокрушительное поражение от сирийских войск и христианской милиции осенью 1976 года, а сам он был убит 16 марта 1977 г. В убийстве лидера друзской общины подозревались христианские экстремисты, израильские спецслужбы, сирийские спецслужбы, и члены Сирийской Социал-Национальной партии (несмотря на название ССНП действует исключительно на территории Ливана). После убийства Джумблата его единоверцы устроили резню мирных христиан в окрестностях места убийства.
Валид Джумблат (родился в 1949 г.), сын Камаля Джумблата, один из светских лидеров друзской общины. Ливанские друзские общины, поддерживающие семью Джумблатов концентрируются в области Шуф к юго-востоку от Бейрута.
Внешнеполитический вектор Джумблата построен на принципе защиты интересов Ливана. Для того чтобы защитить свой народ от внешних и внутренних врагов, он в своё время сблизился с маронитами, утверждая, что все конфликты остались в прошлом и не повторятся в будущем никогда. Он считает своим долгом поддерживать палестинское сопротивление и всеми силами противостоять Израилю.
В. Джумблат говорит, что у друзов, независимо от страны проживания, должно быть общеарабское сознание, которое необходимо выражать в объединении с палестинцами против израильской политики. Он неоднократно призывал друзов, проживающих в Израиле, к консолидации с палестинцами, с которыми их связывают общие этнические корни. В. Джумблат предлагал представителям общины перейти к решительным действиям против израильских властей, указывая на то, что они могут рассчитывать на помощь и поддержку друзов проживающих в Ливане.
Призывы к консолидации израильских друзов и палестинцев, под лозунгом общности этноса, не мешают В. Джумблату говорить о своих курдских корнях. На антисирийских митингах он может заявить, что президент САР не решил собственную (курдскую) проблему в стране, и поэтому не имеет права вмешиваться в проблемы Ливана. Однако он тут же называет себя ливанцем, для которого нет принципиальной разницы, к какой этноконфессиональной общности он принадлежит.
Примечательно что, будучи главой одного из наиболее влиятельных друзских родов, он считает, что религиозная принадлежность совершенно не важна для человека посвящающего свою жизнь стабильности и процветанию Ливана. Позиции лидера ПСП подвергаются резкой критике в среде израильских друзов. Они считают, что его бескомпромиссность в вопросах мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, косвенно приводит к негативным последствиям для всех членов общины без исключения. Заявления, в которых Джумблат говорит о том, что он против заключения сепаратного мира между Ливаном и Израилем, даже в том случае, если Сирии вернут Голанские высоты, а палестинцы получат независимое государство, по мнению израильских друзов негативно окрашивают всю общину. В настоящее время является противником сирийского влияния в Ливане.
Взаимоотношения В.Джумблата с Вашингтоном уже давно можно назвать натянутыми. Джумблат открыто называет США своими врагами и делает в адрес их руководства всевозможные негативные заявления. Так в ноябре 2003 г., после покушения на П.Вольфовица, Джумблат открыто высказал свои сожаления по поводу того, что террористам не удалось осуществить задуманное, назвав при этом заместителя министра обороны США «вирусом, который необходимо уничтожить»
В. Джумблат входил в состав правительства «национального единства» возглавляемого О. Караме. В мае 1992 г., он вошёл в правительство Р. Сольха, а после него в кабинет Р. Харири. В состав правительства Омара Караме В. Джумблат не вошёл, поскольку принял демонстративное решение, категорически отказываться от работы любого кабинета при президенте Э. Лахуде. Занимая пост министра по делам перемещенных лиц, Джумблат присвоил себе деньги из государственного фонда, основанного для финансирования возвращения христиан в район Шуф, откуда они были изгнаны милицией Джумблата в 1983 году[16].
- Таймур Джумблат — сын Валида Джумблата, внук Камаля Джумблата. Политический деятель ПСП Ливана. После убийства Рафика аль-Харири, отец настоял на переезде сына на учёбу во Францию в целях безопасности.
- Т. Арслан — Министр по делам перемещенных лиц Ливана, представитель влиятельного друзского рода Арсланов — традиционного соперника Джумблатов.
- М. Хамаде — Министр сельского хозяйства Ливана — близкий и влиятельный сотрудник В. Джумблата.
- Г. Ариди — Министр информации Ливана
- Н. Тааме — Министр по делам перемещенных лиц Ливана.
Самир Кунтар (родился в 1962 г.), ливанский боевик, принимавший участие в палестинской борьбе, проникший в 1979 г. из Ливана на территорию Израиля и убивший на пляже в городе Нагария троих израильтян, включая 4-летнюю девочку. С 1979 года находился в заключении. В 2008 году, вместе с ещё 4 ливанцами, отбывающими различные наказания в Израиле, а также телами 450 бойцов Хезболла был обменян Израилем на тела двух погибших и захваченных «Хезболлой» израильских солдат.
Примечания |
↑ Hamza’s Seven Pillars of the Druze Faith
↑ 12 Hitti Philip K. Origins of the Druze People and Religion. NY., 1928.
↑ 1911 Encyclopedia Britannica, DRUSES, or DRUZES (Arab. Druz) (англ.). — «There is good reason to regard the Druses as, racially, a mixture of refugee stocks, in which the Arab largely predominates, grafted on to an original mountain population of Aramaic blood». Архивировано 23 августа 2011 года.
↑ Voyage, by Lamartine, II, page 109.
↑ Recollections of the Druses of Lebanon (London, 1860), pp. 42-43.
↑ Journal of the Royal Anthropological Institute (London, 1911), page 241.
↑ Bennett A. Reincarnation, Sect Unity, and Identity among the Druze // Ethnology. — Vol. 45, No. 2. — University of Pittsburgh- Of the Commonwealth System of Higher Education, 2006. — P. 87—104.
↑ Brenton Betts R., Havemann A. Exploring Druze Tradition // Journal of Palestine Studies. — Vol. 19, No. 4. — University of California Press on behalf of the Institute for Palestine Studies, 1990. — P. 128—130.
↑ The Institue of Druze Studies (IDS). The Druzes One Thousand Years of Tradition and Reform (англ.). the International Studies and Overseas Programes' newsletter. Vol. 21, No. 1. (October 1998). Проверено 24 июня 2016. Архивировано 14 января 2009 года.
↑ South American ‘mate’ has become local tradition in Lebanon (англ.). www.middle-east-online.com. Проверено 24 июня 2016.
↑ Landis J. SHISHAKLI AND THE DRUZES: INTEGRATION AND INTRANSIGENCE (неопр.) 369–396. Stuttgart: Franz Steiner Verlag: T. Philipp & B. Schäbler, eds. (1998). Проверено 24 июня 2016.
↑ Shakeeb Salih. The British-Druze Connection and the Druze Rising of 1896 in the Hawran // Middle Eastern Studies. — Vol. 13, No. 2. — Taylor & Francis, Ltd., 1977. — P. 251—257.
↑ Гай Бехор. Опасные яблоки: как Сирия проникает на Голаны? (неопр.). Zman.com (9 сентября 2010). — Сегодня на Голанах проживает 21192 друза, из которых израильское гражданство имеют лишь 1620 человек. Проверено 4 декабря 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.
↑ Гай Бехор. Опасные яблоки: как Сирия проникает на Голаны? (неопр.). Zman.com (9 сентября 2010). — Сирия объявила о программе бесплатного обучения в сирийских ВУЗах жителей «оккупированного» Израилем плато. [ … ] Договор между Израилем, ООН и Сирией об учебе друзов был заключен в 1989 году, с израильской стороны — Шимоном Пересом. Проверено 4 декабря 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.
↑ По окончании обучения выпускники ставятся перед выбором: вернуться в Израиль или остаться в Сирии и порвать все связи с Израилем.
↑ Walid Jumblatt: The Joke of Lebanese politics
Литература |
- на русском языке
- Друзы / Рощин М. Ю. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 372. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
- на других языках
- Bennett A. Reincarnation, Sect Unity, and Identity among the Druze // Ethnology. — Vol. 45, No. 2. — University of Pittsburgh- Of the Commonwealth System of Higher Education, (Spring, 2006). (англ.) — С. 87-104.
- Brenton Betts R., Havemann A. Exploring Druze Tradition // Journal of Palestine Studies. — Vol. 19, No. 4. — University of California Press on behalf of the Institute for Palestine Studies, (Summer, 1990). (англ.) — С. 128—130.
- Shakeeb S. The British-Druze Connection and the Druze Rising of 1896 in the Hawran // Middle Eastern Studies. — Vol. 13, No. 2. — Taylor & Francis, Ltd., (May, 1977). (англ.) — С. 251—257.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Друзы в Викицитатнике | |
Друзы на Викискладе |
Базили К. М.СИРИЯ И ПАЛЕСТИНА ПОД ТУРЕЦКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ. Сирия под турецким правительством в историческом и политическом отношении. М. Изд-во восточной литературы. 1962 (недоступная ссылка)
- Статья о В. Джубмлате: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/19-08-05.htm
- Интервью В.Джумблата: http://www.vremya.ru/2006/170/5/161278.html
- Статья «Друзские деревни»
Статья «Друзы» в БСЭ (недоступная ссылка)
- Статья на англ. языке о сепаратистской борьбе друзов Сирии
- Статья на англ. языке Центра друзских исследований (США) об истории взаимоотношений Хакима, Дарази и Хамзы
- Жерар де Нерваль (эзотерический беллетрист) ИСТОРИЯ ХАЛИФА ХАКИМА. (Беллетрическое изложение истории Хакима и друзов с точки зрения эзотериков).
Поэтическая статья об израильских друзах
- The Warlord in His Castle.
- Али Мухиэддин Статья От имамата аль-Хакима до светского национализма Камаля Джумблата
- On the Druze